Геополитические ориентации в контексте социально-демографических характеристик

1438077541_eurasia
Приведенные далее результаты основываются на моем недавнем методическом опросе с использованием квотой выборки в Киеве, Львове и Одессе (N = 100). Несмотря на отсутствие репрезентативности, дальнейшее описание не лишено интереса, поскольку также является результатом неоднородности нашего общества.
Учитывая то, что в основание данного исследования была заложена 8-векторная модель геополитических ориентаций (РФ, ЕС, Польша, Турция, ГУАМ, Вишеградская четверка, Балтийская ассамблея, США), необходимо по крайней мере на описательном уровне обобщить соответствующие ответы респондентов. С этой целью мы использовали иерархический кластерный анализ, в качестве входящих параметров которого использовалась разница между положительными и отрицательными ответами относительно каждого из восьми указанных геополитических направлений. В результаты было выделено пять кластеров респондентов (см. табл.). Первая группа характеризуется слабо выраженным положительным отношением к Европейскому союзу и нейтральным отношением по остальным направлениям. Вторая демонстрирует негативные оценки по всем альтернативам геополитического сотрудничества. Третью можно охарактеризовать как умеренную, за исключением Российской Федерации и Турции. При этом сила отрицательных установок в отношении России является здесь наиболее выраженной. Четвертую группу можно назвать провосточной. Неудивительно, что ее геополитические ориентации в отношении Европейского Союза и США являются отрицательными. Наконец, пятая группа является прозападной и антивосточной.
Таблица: Результаты кластеризации по восьми геополитическим направлениям
Показатель Группа
1 2 3 4 5
Наполненность (n) 31 9 20 20 20
Центроид для ЕС (-8, 8) 1,0 -2,2 0,4 -3,9 5,0
Центроид для РФ (-8, 8) 0,2 -4,1 -5,8 3,7 -4,3
Центроид для Польши (-4, 4) 0,2 -1,9 0,4 -1,4 1,6
Центроид для Турции (-4, 4) -0,3 -2,6 -1,0 -1,2 -0,8
Центроид для ГУАМ (-4, 4) 0,1 -2,6 -0,3 0,0 0,3
Центроид для Балтийской ассамблеи (-3, 3) 0,3 -1,8 1,1 -0,8 1,3
Центроид для Вишеградской четверки (-3, 3) 0,2 -1,9 0,1 -0,9 0,9
Центроид для США (-4, 4) 0,3 -2,4 0,8 -2,6 1,8
* В скобках указан диапазон возможных значений для соответствующих центроидов.

Для удобства дальнейшего описания наименуем эти пять групп соответственно умеренно-проевропейской, негативистской, антироссийской, антизападно-пророссийской, прозападно-антироссийской. Чтобы описать наблюдаемую гетерогенность с помощью одного числового показателя, можно использовать индекс Лааксо-Таагепера, традиционно использующийся в политологических сравнительных исследованиях с целью измерения уровня фрагментации партийной системы:

Снимок экрана 2018-05-30 в 20.43.45 ,

где N — эффективное число партий (в нашем случае эффективное число социальных групп), n — номинальное число партий (социальных групп), а pi — доля i-той партии на выборах или в легислатуре (доля i-той социальной группы).
В данном случае его использование также оправдано, поскольку оценивается социально-политическая фрагментация. Учитывая то, что в результате кластерного анализа выбор был остановлен на пяти группах, диапазон возможных значений индекса лежит в диапазоне от одного (минимальная социальная гетерогенность; все наблюдения попадают лишь в одну из пяти групп) до пяти (максимальная социальная гетерогенность; все пять групп имеют одинаковую наполненность).
Индекс Лааксо-Таагепера для нашей выборки равен 4,46, что говорит о ее высокой социальной неоднородности. Для Львова этот показатель равен 3,74, для Киева – 4,82, а для Одессы – 3,10.
Теперь оценим связь этих групп с различными социальными и демографическими характеристиками. К тем из них, которые показали отклик в рамках нашего анализа, относятся следующие: город проживания, политические взгляды и возраст.
Город проживания. Каждый из трех городов показывает специфический паттерн распределения ответов (см. табл.). Респонденты из Киева практически равномерно распределены между пятью группами. Несколько выделяется на фоне других антизападно-пророссийская группа. В Одессе можно выделить две основные группы – умеренно-проевропейскую, а также антизападно- пророссийскую. Респонденты Львова практически полностью распределены между тремя группами – умеренно-проевропейской, антироссийской, а также прозападно-антироссийской.

Таблица: Региональная специфика результатов кластеризации, %
Группа Город проживания
Одесса Киев Львов
Умеренно проевропейская 15 6 10
Негативистская 1 5 3
Антироссийская 3 7 10
Антизападно-пророссийская 10 9 1
Прозападно-антироссийская 4 7 9
Политические предпочтения. Рассмотрим наиболее примечательные результаты. Из девяти человек придерживающихся коммунистических или социалистических взглядов шесть демонстрируют антизападно-пророссийские взгляды. Из восьми респондентов с либеральными взглядами три попадают в умеренно-проевропейскую группу и еще три – в прозападно-антироссийскую. Похожая ситуация, но с большим антироссийским акцентом, характерна и для национал-демократов. Из восьми соответствующих респондентов два попадают в умеренно проевропейскую группу, а пять – в прозападно-антироссийскую. Что касается респондентов с националистическими взглядами, то из восьми соответствующих наблюдений шесть входят в антироссийскую группу. В целом такие результаты ложатся в логику соотношения между внутри- и внешнеполитическими предпочтениями.
Возраст респондентов. Если рассматривать среднее количество лет, то почти все группы достаточно близки друг к другу (см. табл.). Исключение составляет антизападно-пророссийская группа, являющаяся наиболее возрастной. Так, в эту группу не попал ни один респондент из категории молодежи. Показательно и то, что почти три четверти респондентов до 30 лет так или иначе демонстрируют антироссийские установки.
Таблица: Возрастные показатели различных кластеров
Группа Возрастная категория Среднее значнеие (года)
Молодежь Средний возраст Пожилой возраст
Умеренно проевропейская 7 15 9 43,1
Негативистская 4 3 2 39,2
Антироссийская 11 3 6 37,7
Антизападно-пророссийская 0 11 9 52,6
Прозападно-антироссийская 9 5 6 39,9
Оценивая приведенные выше социально-демографические характеристики групп с различными геополитическими предпочтениями можно отметить существенную социально-политическую гетерогенность выборки, что, в целом, не является удивительным принимая во внимание разнообразие украинского общества.
blog comments powered by Disqus