Историческая социология

Независимая Украина в геополитическом дискурсе: ключевые темы

Обзор англоязычных публикаций (список проанализированных источников приведен в конце статьи) дает общее представление о том, какая роль отводится Украине в геополитических представлениях западных экспертов. Прежде всего она — важный элемент, определяющий соотношение сил в Восточно-европейском регионе, что связано с транзитом энергетических ресурсов, а также ее ролью в сфере экономических и военно-стратегических преимуществ. Оба компонента становились неоднократным предметом геополитических конфликтов в регионе.
Stacks Image 14135
Читать дальше...
Comments

Независимая Украина в геополитическом дискурсе в период между Оражневой революцией и Революцией достоинства

Stacks Image 14135
Оранжевая революция стала новой точкой отсчета для Украины относительно ее геополитических перспектив. Детальные результаты анализ а соответствующих исходных условий представлены в отчете Исследовательской службы конгресса США под авторством Стивена Вохрела [Woehrel, 2005]. На пятнадцати страницах компактно изложены основные геополитические аспекты внутренней и внешней жизни Украины. Так, рассматриваются перспективы трехсторонних отношений Евросоюза, Украины и Российской Федерации с учетом политических целей нового Президента — В. Ющенко. При этом внимание уделено как новым взаимовыгодным возможностям, так и точкам напряжения в отношениях между указанными сторонами. Отдельно сказано о внутренней сложности Украины: языковой дилемме, различных внешнеполитических устремлениях граждан страны, все еще низком уровне поддержке идеи вступления в НАТО. Планы о сотрудничестве с Североатлантическим Альянсом проанализированы и на уровне деятельности государственных институтов. Рассматриваются новые экономические возможности Украины благодаря вступление в ВТО, а также инструменты расширения энергетической независимости в рамках деятельности ГУУАМ. Указаны возможные действия поддержки со стороны США. Уже в следующем году С. Вохрел в соавторстве с Джимом Николом [Nichol, 2006] представили отчет, посвященный газовому конфликту между Украиной и Россией, начавшийся с повышения цен на энергоносители со стороны Газпрома.
Читать дальше...
Comments

Независимая Украина в геополитическом дискурсе 90-х: перспективы, Крым и критические ошибки управления

Stacks Image 14135
Для человека, открывшего тему геополитической роли независимой Украины на пост-советском пространстве, события, начавшиеся в Украине в 2014 году, вероятно, не были неожиданностью. Речь, конечно же, идет о Збигневе Бжезинском, начавшем академическое рассмотрение этой темы в далеком 1996 году [Brzezinski, 1996]. Не будет преувеличением то, что он точно определил основные точки напряжения между Российской Федерацией и Украиной, которые были и остаются сейчас ключевыми в развитии отношений между двумя странами.
Читать дальше...
Comments

Разновидности эмпирической социологии: реконструкция исторического опыта

30 мая в НТУУ «КПИ» прошла пленарная часть социологической конференции «Историческая социология цивилизаций: модерн между демократией и неравенством», на которое было запланировано и мое выступление. Но поскольку пленарка не в меру затянулась и мне надо было идти по своим делам, я так и не выступил… Хорошо, что у нас есть интернет и мы всегда можем поделиться своими мыслями.

Stacks Image 105419
Читать дальше...
Comments

Пауль Барт о первой социологической системе (Конт)

Праотец был не без греха (как обычно впрочем): и аргументация хромала, и историю знал не так хорошо, как следовало бы, и чужое мог присвоить… но я все-таки остановлюсь на положительных моментах, которые выглядят весьма впечатляюще. Начнем с того, что науку Конт понимал в контексте социальных процессов (привет Куну), а не отстраненно-аналитически. Далее, он не просто прогнозировал глобализацию, а просто жить без нее не мог. Также был первым, кто понял и старался научно проработать проблему дискурсов. Вообще говоря, ставил ее «во главу угла». Кроме этого, постулировал, что сначала идет «decomposition», а уж потом «recomposition» за долго до того, как это стало мейнстримом (привет деконструкция). И называл он это не вашими модными словечками типа «постмодернизм», «постструктурализм» и т.д., а ПОЗИТИВНОЙ СОЦИОЛОГИЕЙ! Об этом и других интересных вещах в трудах Огюста Конта читайте в главе «Первая социологическая система (Конт)» от Пауля Барта.
Comments

Пауль Барт о возникновении социологии и Сен-Симоне

Неисторическая социология (политика) Платона и Аристотеля, полная ригидность средневековья, отсутствие какого либо пиетета к Гоббсу и Ко, а также концепции «естественного права», первоначальный [и практический] интерес к ключевому институту (государству), но не самому обществу и, наконец, понимание важности социального контекста в построении эффективных социальных институтов Сен-Симоном, а также его обращение к основам исторической социологии (история возникновения классов, борьбы между ними и соответствующие общественные изменения). Это и многое другое в главе «Возникновение социологии. Сен-Симон» от Пауля Барта.
Comments

Утрата возрастающей отдачи и падение уровня реальной зарплаты: пример Монголии

Stacks Image 13947
С детских лет мы знаем - кто не учится на чужих ошибках, платит дважды. Книга Эрика Райнерта «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные остаются бедными» как раз о таких чужих ошибках, а также о чужих правильных решениях. Далее приводится небольшая часть книги, посвященная трагическому опыту Монголии. Почему именно Монголия? Просто потому, что мы движемся по ее пути (пусть и не так стремительно).

Обстановка в столице Монголии Улан-Баторе в марте 2000 года была ужасающей. Я был единственным европейским участником встречи в монгольском парламенте, целью которой было наметить стратегический курс развития экономики страны. В ходе холодной войны промышленный сектор Монголии, когда-то хорошо развитый, был практически искоренен. Статистические данные показывали, как одна за другой, начиная с самой продвинутой, исчезали все отрасли промышленности страны. Даже в областях, в которых импортные товары не вытеснили местные, производство резко сократилось. Производство хлеба снизилось на 71 %, а книг и газет — на 79 %, и это при том, что население страны не уменьшилось. Иными словами, монголы стали есть и читать меньше, чем раньше. Всего за несколько лет реальные зарплаты сократились почти вполовину, повсюду царила безработица. Стоимость импортируемых в страну товаров превышала стоимость экспортируемых в 2 раза, а реальная ставка процента с учетом инфляции составляла 35 %.
Секторов, которые, согласно данным национальной промышленной статистики, продолжали расти, было два: производство алкоголя, в котором наблюдался минимальный рост, и сбор птичьего пуха (в некоторой степени это занятие можно считать обрабатывающей промышленностью), производство которого выросло с момента падения Берлинской стены более чем в 2 раза. В стране были закрыты сталелитейные заводы и газеты, а ее население собирало птичий пух; эту ситуацию нельзя назвать иначе, кроме как примитивизацией экономики. В следующие несколько месяцев я усердно изучал Монголию, и чем дольше, тем яснее мне становилось, что эта страна, подавленная холодной войной, была на деле подвергнута действию Плана Моргентау.
Читать дальше...
Comments

Исторические исследования и социологическая аксиоматика (тезисы на конференцию в КПИ)

Stacks Image 13004
В своих прошлогодних тезисах я затронул проблему взаимосвязи исторической социологии с традиционной эмпирической социологией, представленной исследованиями качественного, количественного и смешанного типа. Среди прочего были затронуты такие вопросы как соотношение исторических исследований с одной стороны и традиционных социологических - с другой, а также актуальность исторических исследований в контексте социальной инженерии.
В отношении традиционных исследований изучение исторических данных открывает основу интерпретации и интеграции актуального социологического материала. Результаты количественных исследований в принципе помещаются в тот контекст, в рамках которого возможна интерпретация. В свою очередь результаты качественных исследований являются фрагментами «продолжающейся истории», позволяющими не только обогатить общую историческую перспективу, но и дать ей актуальную трактовку.
Что касается социальной инженерии, то исторические данные являются основой оценки ее возможных вариантов - успех общественных преобразований маловероятен без анализа исторического опыта.
Обобщая вышесказанное мы приходим к более общей проблеме, а именно - к метатеоретическим положениям, задающим ракурс рассмотрения социальной действительности и взаимодействия. Например, на таких положениях построена «обоснованная теория» (А. Страусс, Дж. Корбин). Так, в ней детализированы специфика активности социального актора и уровни социального взаимодействия.
Читать дальше...
Comments

Выдержки из книги Чарльза Тилли "Капитал, принуждение и европейские государства. 990-1992 гг."

Напалеоновские войны
1. О восстании масс.
На местном уровне сопротивление требованиям государства обыкновенно происходило скрытно, с применением «оружия слабых», описанного Джеймсом Скоттом: саботажа, промедления, сокрытия, уклонения. Все это выливалось в массовое восстание только тогда, когда: 1) запросы и действия государства запросы и действия государства были оскорбительны для граждан, согласно их понятиям справедливости, и задевали основы их коллективной идентичности, 2) когда люди, оскорбленные действиями государства, были уже связаны устойчивыми социальными связями, 3) когда простые люди имели могучих союзников внутри и вне государства и 4) последние действия государства обнаруживали его уязвимость. В этих условиях была велика не только возможность народного восстания, но и возможность его успеха.

2. О гражданстве.
Что делали правители, когда они сталкивались с сопротивлением, разрозненным или соединенным? Они вступали в переговоры. Ну, вы можете возразить против употребления слова «переговоры», когда речь идет о посылке войск для подавления мятежа против налогов или захвата сопротивляющегося налогоплательщика. Тем не менее частое использование наказания для устрашения — повесить не всех повстанцев, а нескольких зачинщиков, заключить в тюрьму не всех должников по налогам, а самого богатого — указывает на то, что власти вели переговоры с основной массой населения. Согласование принимало также множество других форм: обращение к парламенту, подкуп городских чиновников освобождением от уплаты налогов, подтверждение преимуществ гильдии в обмен на заем или выплату, урегулирование суммы обложения и сбора налогов в обмен на гарантию, что их будут платить охотнее, и т.д. Это согласование производило или подтверждало индивидуальные и коллективные требования к государству, индивидуальные или коллективные права по отношению к государству и обязательства государства по отношению к своим гражданам. Оно также порождало права — признанные принудительные требования — государства по отношению к гражданам. Суть того, что мы теперь называем «гражданством», состоит из множества переговоров, затеянных правителями и проведенных в ходе борьбы за средства деятельности государства, в особенности, за средства ведения войны.

3. О гомогенности/гетерогенности.
Одной из самых сомнительных попыток организации государственной власти было стремление правителей гомогенизировать население по ходу установления прямого правления. С точки зрения власти, лингвистически, религиозно и идеологически гомогенное население создавало риск выступления против королевских интересов единым фронтом; гомогенизация увеличивала стоимость политики «разделяй и властвуй». Но гомогенность имела множество преимуществ: в однородном обществе простые люди легче идентифицировали себя со своими правителями, эффективнее была коммуникация, проводились административные инновации, которые, будучи приняты в одном сегменте общества, с большей вероятностью срабатывали и повсюду. Больше того, люди, сознававшие общность происхождения, легче объединялись для борьбы с внешней угрозой. Читать дальше...
Comments

США против Китая: историческое кейс-стади

chinaVSusa
В своей недавней заметке на тему социологических законов я высказался в пользу исторической социологии в противовес того подхода, который практикуется сегодня в отечественной социологии. И вот недавно я наткнулся на аналитический материал, посвященный противостоянию Китая и США. При этом основой анализа является сопоставление событий далекого прошлого и современности, что позволяет сделать автору достаточно интересные выводы. Я бы назвал этот тип анализа историческим сравнительным кейс-стади. Оригинал работы на английском языке, но благодаря неназваным переводчикам RT основные ее положения доступны и на русском. Собственно далее вариант, размещенный на сайте RT (ссылки на первоисточники в конце статьи).
"Опубликованная в журнале The National Interest аналитическая статья носит название «Историческое предзнаменование: пугающая возможность войны между США и Китаем». В ней Майкл Влахос проводит основное историко-политическое сравнение: по его мнению, современное состояние отношений США-Китай аналогично ситуации 1861 года, когда из-за дипломатического эпизода с захватом британских послов на судне Трент во время гражданской войны в США Штаты и Соединенное Королевство оказались на грани военного конфликта. Читать дальше...
Comments